ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Академия (полезные материалы) » Фехтование, оружие, защита » Изготовление катаны
Изготовление катаны
СольвейгДата: Четверг, 14.06.2012, 16:21 | Сообщение # 1
Великий летописец
Группа: Правящий Дом
Сообщений: 325
Статус: Offline
Общая информация
Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в носимый комплект вооружения самураев периода Эдо (1603—1868 гг.), известный как пара мечей дайсё. Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина клинка около трёх сантиметров, толщина — от 5 мм. Рукоять обтягивали кожей ската, акулы или другим материалом и оплетали шелковым шнуром. Существует более десяти способов оплетки. По западной классификации катана относится к длинным или полутораручным мечам по общей длине оружия, а по технике использования — к полутораручным, потому что использовался как одноручный хват, так и двуручный (основной в пешем бою). Особенно ценятся катаны, на которых есть мэи — подпись с именем кузнеца, часто дополненная годом изготовления и названием провинции. Однако даже на самых ценных клинках, создание эксперты которых приписывают известным мастерам, мэи иногда отсутствует.

Итак, подробнее

Детали оправы
- Касира — головка рукояти у мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури.
- Кодзири — наконечник ножен у мечей в стиле букэ-дзукури; может отсутствовать, тогда оконечность ножен просто закруглена и отлакирована так же, как и все ножны.
- Коигути — «рот карпа»; вход в ножны (или кутиганэ, если устье ножен охватывается металлическим кольцом).
- Куриката — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длины меча ниже коигути на лицевой стороне ножен омотэ, через который проходит шнур сагэо.
- Мэкуги — крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча.
- Мэнуки — орнамент на рукояти меча.
- Сагэо — шнур на ножнах меча.
- Самэ — кожа ската, которой покрывалась пука.
- Сая — ножны.
- Сэппа — пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды.
- Фути — муфта на рукояти.
- Цуба — гарда.
- Цука — рукоять.
- Цука-ито — обмотка рукояти.

Ножны (сая) меча делаются обычно из хо-но-ки (магнолии) и состоят из двух половинок. В сечении они почти всегда имеют форму удлиненного овала такой же формы и размера, как и сэппа (шайбы), находящиеся рядом с ними, и остаются одинаковыми на протяжении всей длины. Ножны для меча, как правило, были покрыты очень прочным лаком. Поверхность, на которую накладывается лак, либо простая гладкая, либо на ней могут быть широкие или узкие бороздки, идущие диагонально или поперечно. Сама лакируемая основа может быть как зернистой, так и хорошо отшлифованной, одноцветной или украшенной насидзи (золотой пылью), гури-бори или в других стилях, или даже полосатой двухцветной. Довольно часто также встречается лакировка типа рыбы ската (самэ-нури).
Сагэо — это плоский шелковый шнур, пропущенный сквозь курикату, которым меч привязывался к поясу. Длина сагэо была от 60 до 150 см в зависимости от размера оружия, и его можно было снять перед боем и использовать как тасуки для подвязывания длинных рукавов гражданского костюма, чтобы дать свободу движениям рук. Сагэо использовали и для связывания плененного врага. Цвет сагэо соответствует цвету ножен. Если последние в хорошем японском вкусе, неброские и строгие, такой же будет и сагэо.
Рукоять (цука) всегда делалась из двух склеенных вместе половинок дерева, предпочтительно хо-но-ки (магнолии). Между ними оставалось отверстие для хвостовика (накаго), называемое цука-гути. Дерево обычно покрывалось единым куском белого самэ — узловатой кожи ската. Шов шел по центру стороны ура, и обычно кусок подбирался так, чтобы центральный ряд из трех или четырех большего размера узелков оказался сверху стороны омотэ. Сверху накладывалась обмотка цука-ито («нить эфеса»), состоящая из полоски крепкой плоской шелковой (реже кожаной или хлопковой) ленты ути-химо шириной до 0,6 см. Довольно редко вместо плоской ленты встречается шнур, обмотанный рядами. Как правило, цука-ито была черной, изредка мягкого коричневого, темно-синего или зеленого цвета. Иногда даймё использовали катаны с белой обмоткой. Центр ленты помещали вплотную к муфте рукояти фути на стороне омотэ, а два конца оборачивали вокруг рукояти соответственно справа и слева и на одинаковых расстояниях дважды перекручивали. В результате самэ оказывалась полностью закрытой, кроме ряда ромбовидных промежутков на обоих сторонах рукояти. После того, как ленту пропускали через стороны головки рукояти касира, ее закрепляли на обеих сторонах рукояти плоским компактным узлом. Немного ниже центра рукояти на стороне омотэ и немного выше него на стороне ура обмотка частично закрывала и крепила на месте два украшения мэнуки.

Гарда (цуба) обычно имеет форму диска, бывает различных форм и размеров, хотя наиболее распространены круглые или овальные с диаметром от 6 до 9 см.
Детали гарды:
- Хира («плоское тело») — часть гарды между мими и сэппадаи.
- Мими — ободок.
- Сэппадаи («позиция для шайб») — место для шайб сэппа. Овальная часть гарды вокруг отверстия для хвостовика. К этому месту прилегают две шайбы (сэппа) между гардой и клинком и гардой и рукоятью. Когда гарда находится на мече, сэппадаи полностью скрыта от глаз. Обычно совершенно непримечательная, за исключением подписи, она часто представляет собой слегка выпуклый правильный овал.
- Накаго-ана — отверстие для хвостовика. Отверстие в центре гарды, через которое проходит хвостовик полосы меча.
- Удэнуки-ана — отверстия для темляка. На некоторых гардах бывает два отверстия различного размера. К ним крепился темляк.
- Сэкиганэ — заполнитель. Металлический заполнитель, используемый для того, чтобы подгонять размер отверстия для хвостовика к конкретной полосе меча и обеспечивать его фиксацию. Эти отверстия встречаются на железных гардах и говорят о том, что это ранняя гарда. Заполнитель используется и в рё-хицу.
- Когай хицу-ана — отверстие для когай. Это отверстие часто бывает в форме половины четырехлепесткового цветка.
- Кодзука хицу-ана — отверстие для кодзу-ки. Это отверстие, расположенное напротив когай хицу-ана, предназначено для рукояти ко-гатана. Отверстие часто имеет форму половины луны. Вместе когай хицу-ана и кодзука хицу-ана называются рё-хицу.

Острие (кисаки) — это наиболее сложная для ковки и полировки часть меча. Ценность меча в значительной степени определяется состоянием кисаки. Линия закалки на острие (боси) может быть неодинаковой с разных сторон клинка.
Составные части:
- Kissaki - киссаки - остриё
- Boshi - боси - линия закалки на острие
- Yokote - ёкотэ - разделяющая линия острия
- Ji - дзи - лезвие
- Mune - мунэ - тупой конец клинка
- Ha - ха - режущая кромка
- Shinogi - синоги - ребро клинка
- Hamon - хамон - линия закалки
- Shinogi-ji - синоги-дзи - плоская часть клинка
- Hada - хада - концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникающие во время фальцовки
- Horimono - хоримоно - крепёжная муфта, фиксирующая клинок в одном положении
- Ha-machi - ха-мачи - край режущей кромки
- Mune-machi - мунэ-мачи - край тупого конца клинка
- Nekago - нэкаго - основание лезвия
- Yasuri-mei - ясури-мэй - насечка напильником на основании лезвия
- Mei - мэй - надписи на основании лезвия (имя кузнеца, год, опробование на смертниках или трупах, и т.д.)
- Mekugi-ana - мэкуги-ана - отверстие для скрепляющего штыря

Правила
Меч в качестве всепроникающего фактора бытия в течение без малого тысячи лет оброс внушительной броней ритуалов и правил, регламентирующих абсолютно все формы взаимодействия систем "человек-оружие" и "человек-человек". Этот громоздкий свод неписаных законов можно разделить на ряд простых блоков:
- правила обращения с мечом в смысле фехтования (техники боя),
- правила обращения с мечом как с постоянным спутником в жизни,
- правила поведения в обществе (этикет вооруженного человека),
- правила ухода за мечом (чистка, хранение, транспортировка),
- правила испытаний меча и совершения процедуры сэппуку.

Как передавать меч другому человеку или брать его
- Желая осмотреть меч, обратитесь за разрешением к владельцу.
- Поскольку многие ножны лаковой работы являются драгоценностью, брать их следует только в перчатках либо через листок бумаги.
- Прежде чем взять меч, следует выразить ему уважение поклоном. Помните, меч - больше, чем просто полоса металла. Разделяете вы благоговение хозяина или нет, все равно следует отдать долг труду мастера, изготовившего предмет. Получив же меч в свои руки, первым делом надлежит выразить восхищение монтировкой и ножнами.
- Прежде чем извлечь клинок, следует снова спросить разрешения, после чего ножны берут левой рукой за середину, обратив меч режущей кромкой вверх. Затем медленно извлекают клинок, опирая его спинкой о ножны и не допуская соприкосновения полированной боковой поверхности с чем бы то ни было. После того как клинок вышел полностью, ножны опускают вниз, а меч держат в правой руке несколько выше.
- Передавая меч кому-либо, всегда держите его лезвием к себе. В старые времена этим исключалась возможность предательского удара.
- Если вы передаете меч третьему лицу, то держите его острием вверх, а лезвием по направлению к первому из просивших. При этом одна рука должна находиться под цубой, а вторая придерживать рукоять под касира. Такое расположение ладоней оставляет достаточно места на рукояти, чтобы собеседник мог за нее взяться. При этом вы должны легонько покачивать меч, как бы показывая, что готовы разжать свои руки. Приняв меч, ваш партнер обязан тотчас развернуть его лезвием к себе.
- Необходимо соблюдать также определенную предусмотрительность для защиты поверхности металла от влажного дыхания. После того как ножны бережно отложены, клинок можно держать в любой руке. Если меч имеет чехол фудука (Fuduka), то ножны кладут в него обратно и верхушку чехла сгибают поверх. Это предохраняет лаковое покрытие сайя или незамысловатую красоту сира-сайя. Так как муфта хабаки весьма плотно подогнана к устью ножен, первоначальный сдвиг меча с мертвой точки должен быть очень осторожным, пока хабаки не покажется на всю длину. Мощный рывок может не только испортить коигуити (устье), но и привести к судорожному, неконтролируемому выносу клинка и ранению. Продолжая уверенно держать меч за рукоять, очень медленно и осторожно извлеките его из ножен полностью, следя за тем, чтобы лезвие ни в коем случае не было направлено вбок или вниз, но только вверх.
- Осматривая клинок, вы можете поддерживать его куском ткани или бумаги. Ни при каких обстоятельствах нельзя прикасаться к металлу голыми руками и пальцами, так как натуральные жирные кислоты оставят на поверхности неудалимые пятна. Некоторые пользуются при общении с мечом белыми перчатками, и это кардинально решает проблему.
- Правила хорошего тона не допускают каких-либо унизительных или пренебрежительных замечаний, также нельзя указывать на кизу (Kizu) - дефекты меча, если таковые имеются, кроме тех случаев, когда хозяин сам попросит отметить возможные недостатки.
- Возвращая меч в ножны, следует держать их в левой, а рукоять - в правой руке, как при извлечении клинка. Острие направляется вниз в устье ножен как можно более медленно и нежно, а затем требуется приложить известное усилие, чтобы полностью вдавить клинок на место. Как и прежде, лезвие не должно быть повернуто вниз или вбок, но только вверх.
Женщинам из самурайских семей разрешалось носить меч, только когда они находились в дороге одни. Кроме того, меч надевали придворные дамы в случае пожара во дворце.
Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя меч означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее всего привести меч в боевую готовность. Именно поэтому во многих школах иай-до и кэндо до сих пор сохраняется традиция держать меч для приветствия в таком положении, из которого его очень трудно выхватить. Например, стоя, его полагается держать в правой руке за ножны возле гарды острием вперед и лезвием вверх. Сидя — меч кладут справа рукоятью вперед и лезвием к себе.
В дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только глава клана (даймё) или самурай, стоящий рангом выше хозяина. В других случаях длинный меч необходимо было снять в знак добрых намерений и оставить в прихожей или отдать слуге, который относил и с соответствующими почестями клал его на специальную подставку. При длительном визите, протекающем в исключительно дружественной обстановке, короткий меч также снимался и располагался справа от сидящего, рукоятью к владельцу, а клинком в ножнах к хозяину дома. Поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. Любые движения в сторону меча гостя считались недостойными, а попытка коснуться его или тем более оттолкнуть в сторону воспринимались как вызов.
Мечи всегда занимали самое видное место в доме самурая — в специальной нише токонома в главном углу комнаты на подставке для мечей. Горизонтальная подставка для мечей называлась катана-какэ, а вертикальная — тати-какэ

Технология производства и использование
Технология производства очень сложна - специальная обработка стали, многослойная ковка, закаливание и т. д. Катана - самые крепкий в мире меч, способный разрубать материалы практически любой твердости, будь то мясо, кости, железо. Мастера владеющие искусством ведения боя на катане в битве с воином, вооруженным обычным европейским мечом, могли разрубить этот меч на две части, сила удара самурая и сталь катаны позволяли это делать. Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить катану даже короткой булавой. И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский - на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.
Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий. И катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на "блок-удар" почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар.

источник - file://localhost/C:/Users/1/Desktop/Алена/группа/сайт/полезная%20инфорамция/готовится%20к%20выкладке/оружие/Катана%20»%20Фэнтези,%20фантастика,%20игры..mht
 
Форум » Академия (полезные материалы) » Фехтование, оружие, защита » Изготовление катаны
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright DarkElfs & Kaskad © 2018
Конструктор сайтов - uCoz