ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Академия (полезные материалы) » Шитье » Древнерусская одежда XI-XIII века
Древнерусская одежда XI-XIII века
СольвейгДата: Вторник, 06.12.2011, 17:36 | Сообщение # 1
Великий летописец
Группа: Правящий Дом
Сообщений: 325
Статус: Offline
Древнерусская одежда XI-XIII века
http://www.flana.ru/

Изучение древнеруской одежды велось преимущественно археологами. Целых предметов одежды IX-XIII веков до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат остатки одежды и украшения. находимые при раскопках древнерусских поселений и погребений, а так же изображения на древних фресках, иконах, книжных иллюстрациях - миниатюрах, предметах прикладного искусства. Материалы эти сопоставляются с упоминаниями одежды в письменных документальных и нарративных источниках - летописях, житиях - и разного рода актах. Много дает исследователю так же сопоставление древних изображений и находок с более поздними предметами одежды и народного искусства, в частности с вышивкой, резьбой и росписью вплоть до XIX века.

Ткань
Доступные ткани

Большинство населения Древней Руси носило одежду и обувь из материалов, производившихся в хозяйстве каждой семьи. К рассматриваемому нами периоду преобладали ткани из:
Шерсти
Льна
Конопли

Материи:
Грубое сукно, холст - основные материалы из которых шилась одежда крестьян и рядовых горожан.
Овчина - шла на зимнюю одежду.
Шкуры диких живонтных - так как охота на них - привилегия феодалов, шла на одежду городской верхушки и феодалов.
Привозные ткани - доступны только богатым людям. В основном это были византийские или восточные ткани - главным образом шелковые или золотные ткани - оксамиты, паволоки и другие. В "Слове о Полку игореве" упоминается среди самой ценной добычи "злато и паволоки и драгыя оксамиты". Но и у горожан и у крестьян можно было встретить в качестве украшений одежды небольшие куски этих тканей, зачастую с местной вышивкой (Фехне, 1976 год)

По способу плетения льняные ткани различались на:
Полотняные
Саржевые

Названия тканей:
Толстина, Частина, Узчина - грубое льняное полотно
Вотола, вОлота - еще более толстая ткань из льняного или посконного волокна
Бель, понява - тонкое беленое полотно
Сермяга, опона - грубое полотно
Волосень - более тонкое.

Цвета по степени распространения
Льняные ткани были в основном белого цвета
Шерстяные ткани - цвета натуральной шерсти (овечьей, козьей) или окрашивались в яркие цвета (наиболее распространены красный, зеленый, желтый и черный цвет)
Тканье из пряжи, окрашенной в разные цвета, давало пеструю (пестрядь, пестрина) или клетчатую материю.

Материалы для обуви
Лыко - наиболее распространенный материал, из него плели лапти, но к XIII веку преимущественно уже использовалась кожа.
Сыромятная и дубленая кожа - шла на обувь горожан и крестьян побогаче.
Юфть - толстая кожа
Опойка - более тонкая кожа (телячья)
Хоз-сафьян - выделанная кожа коз

Предметы одежды
Характерной особенностью древнерусской одежды было то, что костюм у различных слоев населения отличался преимущественно количетвом и разнообразием предметов и материалов, в то время, как покрой отдельных составлявших его частей был одинаков. Крестьянин, горожанин и феодал носили одинаковые по покрою рубахи, но у последнего рубаха была из тончайшей, зачатую привозной ткани.

Нижняя одежда
Руб
По мнению Арциховского - так же общеславянское название комплекта простонародной одежды - рубахи и узких портов. Само это слово обозначало кусок, обрывок ткани (ср. рубить, рвать). Слово употреблялось так же в значении "бедная, грубая, плохая одежда". Нужно думать, что с того же корня древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды "рубаха", бытующее до наших дней.

Рубаха, сорочица
Общее:
Была главным, иногда единственным предметом одежды.
Ткань: полотно, тонкая шерсть (цатра - козий пух), аскеты-монахи носили власяницу из конского волоса. Богатые могли позволить себе шелковые материи.
Покрой: туникообразный, кроились из одного перегнутого пополам полотнища ткани. Клинообразные вставки расширяли рубаху у подола, ластовицы - под мышками. Рукава шились узкими и длинными.
Вырез ворота был либо круглым либо четырехугольным.
Разрез - "прямой" (посередине груди) или реже по "косой" - на левой или на правой стороне груди.
Ворот рубахи (возможна стоечка) застегивался на одну или несколько пуговиц - литых бронзовых, костяных, вероятно, и деревянных.

Мужская рубаха

Длина - до колен (иногда ниже).
Ворот, подол, края рукавов могли украшаться вышивкой.
Носится навыпуск, поверх штанов.
Подпоясывается тонким ремнем (с металлической пряжкой и бляшками) или тканым шнурком (возможно с кистями).

Женская рубаха
Длина - до ступней ("до полу" - отсюда слово подол - край одежды, но могла быть и значительно короче - до икр.
Рукава - так же весьма длинные. У запястья собираются в складки и сдерживаются обручами (браслетами). Спущенные, они намного превосходят длину руки. В домашнем быту рукава носили собранными. Распускать рукава полагалось в торжественных случаях. Например, при ритуальных русальских плясках. Во время русалий, выпивая ритуальную чашу, женщина брала ее через спущенный рукав, в то время. как мужчина брал чашу непосредственно рукой. Возможно длинный рукав мог служить и своеобразным карманом.
Украшалась вышивкой или аппликацией из другой ткани у ворота, подола и концов рукавов, вероятно обильнее, чем мужская. Кстати, и дома ходили в вышитых рубахах, так как вышивка на одежде. помимо чисто эстетических функций, имела так же и охранительные.
Пояс - шнур без каких-либо дополнительных украшений, кроме кистей. Шерстяной. Завязывался просто. Ременных поясов женщины не носили.

Штаны (порты, гачи)
Дополняли нательную одеждй мужчин.
Были неширокими, довольно ясно обрисовывали ногу.
Длина - о ней судить трудно, так как носили их только заправленными в голенища сапог или онучи, но ясно, что они всегда были ниже колен, и, вероятно, не достигали щиколоток.
Исследлватель Левашова считает, что штаны кроили из прямых полотнищ, в шагу вшивали ластовицу, пояс делали широкий, без разреза. на вздержке - гашнике, завязывавшейся вокруг талии.

Ноговицы
Аналог гетр. Но, по видимому, как и позже. ноговицы были принадлежностью одежды богатого человека.

Онучи
Длинные, узкие полосы материи, сроде позднейших обмоток.
Носили крестьяне и бедные горожане.

Копытца
Шерстяные носки. Их носили на голую ногу так же и женщины.

Рубаха, штаны, ноговицы, онучи и копытца составляли нательную одежду, которая у бедных слоев населения была зачастую и единственной: в ней не только бывали дома, но в теплую погоду работали, выходили и на улицу.

Набедренная одежда
У женщин рубаха иногда дополнялась несшитым куском клетчатой полушерстяной ткани, который носили на вздержке, завязанной вокруг пояса так, что края ее немного расходились спереди, оаставляя открытым подол рубахи.

Как называлась эта одежда в древней Руси - неизвестно. Исследователи думают, что название "понева" она получила не ранее XVI века. До того поневой или понявой называлась полотняная ткань или нижняя тонкая рубашка, хотя могли существовать под этим названием и шерстяные или полушерстяные ткани.

Археологические находки позволяют предположить, что цвета клетки такой одежды были свои у разных этнических групп.

Работая, женщины не надевали набедренной одежды (поневы).

Верхняя одежда

О верхней одежде в Древней Руси у нас довольно мало сведений.

Свита

В.Даль производит само это название о глагола "свивать" в значении "одевать, кутать".
Нет оснований считать ее исключительно мужским предметом одежды. В более поздние времена свиту носили и мужчины и женщины.
Покрой - точных данных нет. Судя по изображениям, верхняя одежда этого типа была длинной - примерно до икр, плотно облегала стан и имела иногда отложной воротник и обшлага. Полы ее могли быть украшены вышивкой.

Вотола
Верхняя плащевидная одежда. Возможно имела капюшон. Носили все - от смерда до князя.
Делалась из толстой льняной или посконной ткани. Княжеские делались из дорогих материй.
Вид: безрукавный плащ, накидывавшийся на плечи поверх одежды типа свиты.
Длина: до колен или до икр.
Крепился застежкой у шеи. но есть основания считать, что вотола смерда не застегивалась на пряжку или пуговицу, а завязывалась каким-либо шнуром.

Мятль
Это не исключительно восточнославянская форма плаща. Мятль носили и поляки. упоминается в основном у княжеских слуг, но нет оснований считать форменной одеждой.
Высокий штраф, полагавшийся в том случае. если в драке был разлрван мятль, позвляет думать, что это не был особенно грубый дешевый плащ.
Покрой неясен.
Киса, коць
Разновидности плаща.
Употреблялись в княжеско-боярской среде.
Покрой неизвестен.
Арциховский считает, что именно кочь распространился в Западной европе под названием славоника - "славянский плащ"
Корзно (кързно, корьзно)
Носили его, кажется, только князья. Во всяком случае все упоминания корзна в источниках связаны именно с князьями. Одевались поверх одежды типа свиты.
Длина - почти до пят
Застежка на правом плече.
Ткань: богатые яркие византийские материи, иногда с меховой опушкой.

Зимняя одежда

Кожух - делался из шкуры животного мехом внутрь. Богатые или знатные шили дорогие кожухи, покрытые золотой византийской материей, обшитие кружевами и украшенные каменьями.
Тулуп - нагольный овчинный кожух. Обычно носили люди из простонародья.
Полушубок - как явствует из названия - более короткий, нежели тулуп. так же делался из овчины (преимущественно).
Если крестьяне и рядовые горожане носили кожухи, защищаясь от зимнего холода, то феодалы щеголяли в богато украшенной меховой одежде для престижа, возможно, и не в холодное время.

Головные уборы
При изучении надо учитывать, что древние изображения не могут дать сколько-нибудь исчерпывающих сведений, так как иерархические представления того времени заставляли художников изображать мужчин по большей части без головных уборов, в особенности если на рисунке был князь, которого обязательно рисовали в шапке. исключение делалось для некоторых церковных иерархов, которые изображены в клобуках. женский головной убор изучен лучше, чем мужской, благодаря обилию археологических находок. Обычай, согласно которому замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы ("простоволосая баба" могла якобы как-то вредить окружающим, "светя волосом"), очевидно, уходит своими корнями далеко вглубь веков.
В обычное время на улице мужчины и женщины бывали в головных уборах. Но мужчина должен был "ломать шапку" в знак почтения перед встречным более высокого социального положения.

Княжеская шапка
Важнейший признак феодала-сюзерена. Первые изображения относятся к XI веку. В XIV веке, получив в подарок золотую восьмиклинную тюбетейку бухарской работы, московский князь велел приделать к ней соболью опушку для сходства с традиционной княжеской шапкой, и только тогда она стала великокныжеским, а потом и царским венцом. Это и есть знаменитая "Шапка Мономаха".
А пока у княжей шапки форма полусферическая, тулья из яркой материи с меховой (по всей вероятности собольей) опушкой.

Женские головные уборы
Венчик
Девушки в древней Руси, как и позднее, могли ходить без такого головного убора. который закрывал бы все волосы. Распущенные по плечам, или заплетенные в одну или две косы, зачастую волосы придерживались венчиком.
Не закрывал ни темени, ни спускавшихся на плечи волос девушки.
Материал: металл (тонкая полоска), яркая материя. Скреплялся или завязывался на затылке.
Более скромные, чем коруна, но тоже снабженные металлическими украшениями венчики носили, по видимому, и крестьянские девушки в северных русских землях.

Коруна
Более сложный, богато украшенный венчик. Видимо носили ее богатые городские девушки, так как ценилась она очень высоко.
Иногда делался на проволочном каркасе.
Не закрывал ни темени, ни спускавшихся на плечи волос девушки.

Повой
наиболее распространен в северных и южных русских землях.
Судя по изображениям, полотенчатый.
Обвивался вокруг головы, закрывая целиком волосы женщины, спускаля иногда и на плечи, оба конца могли свивать на грудь.
Человек, который сорвет с женщины повой и она окажется постоволосой, наказывался в Новгороде XII века высоким штрафом, вдвое выше, чем за повреждение плаща, поскольку в этом случае женщина считалась опозоренной.

Кичкообразный
Носилась в основном богатыми горожанками. наиболее распространен в древних Рязанских и Черниговских землях.
Делалась на каркасе.
Очелье вышивалось.
Твердый кокошник, очелье
Кокошник встречается в северных землях.
Делался на каркасе - из бересты, реже - кожи.
Расшивался бляшками

Обувь
Изготавливалась в рассматриваемый период из коры, кожи, может быть и из меха. Ни деревянной вырезной. ни валяной обуви Древняя русь не знала.
Лапти (лыченцы, лычаки)
Наиболее распространенная мужская и женская обувь.
Плелись из древесной коры или луба - лыка. Причем их плетение считалось только мужской работой, точно так же, как прядение и ткачество - женской.
Лыковые лапти - преимущественно крестьянская обувь. Но делали их не только крестьяне, но и горожане.
В городах встречаются лапти смешанного переплетения - лыко с включением кожаных ремешков на подошве, или даже лапти, целиком сплетеные из кожаных ремешков.

Поршни (порабошни, постолы, моршни)
Простейшая кожаная обувь. Делались обычно из одного прямоугольного куска сыромятной кожи, хотя бывало и из двух. Возможно, даже, что первоначально на эту обувь шла не кожа, а необработанная шкура зверей или мелких домашних животных.
Распространены среди крестьян, хотя и менее, чем лапти. У горожан считались обувью бедных.
Иногда украшали на носке прорезями.

Повороз (обор)
Повороз - кожаный шнурок, узкая лента, Обор - пеньковый. Поршни и лапти прикреплялись ими к голени, перекрещиваясь несколько раз поверх онучей.

Черевики
Более сложная обувь, носившаяся горожанами и зажиточными крестьянами.
Изготовлялась, по видимому, сапожниками.
происхождение названия, возможно связано с материалом, из которого изготавливалась обувь - с чревием - кожей с чрева (брюха) животного.
Представляют из себя кожаную обувь, сшитую из нескольких кусков, с пришитой мягкой подошвой и краями, закрывающими всю стопу несколько выше щиколотки. Спереди края расходились от подъема ноги.

Сапоги
Наиболее распространенная обувь горожан. Крестьяне их почти не носили. судя по археологическим находкам, в сапоги обувались горожане богатые и бедные, мужчины, женщины и дети. Но сапоги богатых горожан отличались лучшей выделкой кожи, яркими цветами (желтый, красный и т.д.), дорогим шитьем. Одевались поверх Онучей, портянок или чулок.
Изготавливались мастерами-сапожниками на деревянной колодке, без различия между левой и правой ногой. Их либо разнашивали по ноге, либо носили попеременно то на левой. то на правой ноге.
Сапоги имели мягкую, сшитую из нескольких слоев тонкой кожи, подошву, несколько заостренный или тупой носок, довольно короткие, ниже колена, голенища. верхник рай голенища срезался косо, так что спереди был выше, чем сзади, швы располагались по обеим сторонам ноги. Каблуков и жесткой подошвы не6 прослеживается.
Нарядные сапоги украшались выпушкой материи по краю голенища, шитьем цветными нитками и даже жемчугом.

Украшения

Полный комплект украшений одевали только выходя из дому. и то в праздники.

Женские

Голову женщины и девушки-невесты украшали металлические привески (височные кольца), которые нашивались на головной убор, подвешивались, вплетались в волосы, продевались в мочки ушей.

Колты - специфически городское украшение.

Венчик
На самом головном уборе иноглда бывала вышивка из мелких стеклянных бус.

Гривна - металлический обруч, носили на шее.

Ожерелье - делалось из металлических, каменных и стеклянных бус. В их составе встречаются так же и бронзовые бубенчики, которые иногда нашивали на одежду в качестве пуговиц.

Украшением служил так же и вышитый воротник рубахи - стоечка, и застегивавшие ворот пуговицы.

Браслеты-обручи.

Перстни

В отличие от финно-угорских и летто-литовских народов, славяне не знали ни обилия разного рода шумящих привесок, ни обручей, украшавших голени ног.

Мужские
У бедного человека украшения ограничивались пряжкой и бляшками - "набором пояса".
Крестьянин побогаче носил так же шапку с нашитыми на ней металлическими украшениями, в качестве которых в XII-XIII веках зачатсую использовали кресты, в таких случаях нельзя считать кресты символами христианской религии, поскольку находят их и в языческих погребениях.

В княжеско-боярской среде набор украшений был богаче. Княжеский отрок-дружинник иногда носил на шее гривну. Золотая гривна была своего рода знаком отличия или благоволения князя.

Длинная верхняя одежда богатого человека моглаиметь по борту фигурные парные застежки.

У плаща - пряжка.

Бармы - драгоценная регалия князей - в ту пору представлявшие собой цепь из серебряных позолоченных или золотых медальонов с эмалевыми украшениями.

Комплексы одежды
Крестьянский костюм

Костюм крестьянки состоял из длинной рубахи.

Замужние женщины и девушки-невесты носили так же набедренную клетчатую одежду, что позднее называлась поневой. на голове девушки - венец или коруна, у замужней женщины - повой, кика или кокошник. на ногах - лапти с онучами или кожанные поршни, изредка черевики. В холодное время - серемяги из грубой шерстяной ткани.

Мужской крестьянский костюм состоял из штанов и рубахи, доходившей до колен и подпоясанным ременным или вязанным поясом, на котором висели (иногда на специальных бронзовых кольцах) разные необходимые предметы: огниво,
гребень, иногда - небольшой нож. на голове - валяная шапка, иногда с нашитыми украшениями, на ногах - лапти с онучами или ногавицами, реже - черевики. В холодное время добавлялась вотола, серемяги из грубой шерстяной ткани, в зимние морозы - кожухи и овчинные шапки.

Городской костюм
У рядовых горожанок - длинная рубаха, набедренная одежда типа поневы, головной убор - повой, кика или кокошник, на ногах - побольшей части сапоги. Поневу можно было подтыкать спереди, показывая богато вышитый подол рубахи.

У мужчин - рубаха, порты, но выходя на улицу, горожанин. по видимому, надевал еще и свиту. Одежду дополняли шапка и сапоги. Пояс.

Горожане, как и крестьяне, носили на улице безрукавный плащ - вотолу, зимой - кожух (мужчины и женщины).

Костюм знати


Парадный костюм мужчин - корзно (длинное, до икр), из-под которого видна одежда типа свиты и цветные сапоги, полусферическая, опушенная мехом шапка. Корзно и свита - из дорогих византийских материй, обшиты галунами. В качестве нательного платья - рубаха и порты, но из дорогих материй. Самыми нарядными считались одежда и обувь разных оттенков красного цвета - "червленые" и "багряные".

Женский богатый костюм состоял из длинной рубахи или платья (под ним могла быть еще рубаха), поверх которого надевали иногда еще одно, подпоясанное золотым поясом, платье, более короткое, с более широкими рукавами, так что были видны богато украшенные подол и обшлага рукавов нижней одежды. Дополняли одежду ждинные, застегивавшиеся на правом плече плащи, похожие на корзно, повои и цветные сапоги. Нет ни поневы, ни племенных украшений.

Маленький княжич мог быть одет как взрослые, только без корзна, в отличие от прочих детей, что до наступления половой зрелости носили только рубашки.

Несколько слов о военной одежде

Поверх брони носили в общем обычную верхнюю одежду - корзно, вотолу, иногда свиту.

Одежда богатых и знатных воинов отличалась дорогим шитьем. Известно, например, что в XIII веке старались взять воина в такой одежде ("аще будет златом оплечье шито") живым, чтобы получить выкуп.

В военной одежде уже очень рано появились и признаки, позволявшие отличать своих от чужих - элементы военной формы. Так, в 1016 году новгородцы сражались против киевлян в полотенчатых головных уборах, напоминавших восточные чалмы: перед битвой "рече Ярослав дружине: знаменайтеся, повевайте себе главы своя убрусом". Летописец, как и автор "Слова о полку Игореве", отмечает золотой шлем как признак князя-военачальника. Возможно, уже в те времена сложились те атрибуты полководца - золотой шлем, золотой плащ, золотой пояс, которые ярче отражены в источниках более поздних.
 
Форум » Академия (полезные материалы) » Шитье » Древнерусская одежда XI-XIII века
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright DarkElfs & Kaskad © 2024
Конструктор сайтов - uCoz